Как помочь ребенку избавиться
от страхов и обрести уверенность в себе. Беспокойство, тревога, страх — такие же
неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни,
как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный
характер, потому что обусловлены возрастом. Детские страхи, если к ним правильно
относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно.
Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное
время, то это заслуживает специального внимания. Обычно
это свидетельствует о каком-то неблагополучии, нервной ослабленное
детей, неправильном поведении родителей, незнании ими психических
и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов,
конфликтных отношениях в семье.
В общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный:
ситуативный — возникает в необычной, шокирующей обстановке;
обусловленный личностно — предопределен характером человека. Ситуативный
и личностно обусловленный страхи часто дополняют друг друга.
Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический.
Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться
со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы
действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства.
При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу
и мышление, отношение окружающих воспринимается все более
неадекватным образом. Это уже мнительность. Психические изменения
под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой
социально-психологической изоляции.
Однако следует иметь в виду, что большинство детей проходят
в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной
чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий
характер:
• от 1 до 3 лет — главным персонажем страшных сновидений чаще
оказывается Волк;
• от 3 до 5 лет — возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка.
Часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого
пространства. После трех и особенно четырех лет к Волку
и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей
с общими у них чертами: черствостью, злом, коварством. Воплощая
собой наказание, сказочные персонажи появляются в воображении детей,
боящихся быть наказанными. Значительно меньше страхов у детей, имеющих
возможность общения со сверстниками;
• от 5 до 7 лет — интенсивно развиваются абстрактное мышление,
способность к обобщениям, осознание категории времени и пространства,
поиск ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут люди?
Формируются опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства,
дома. Типичны для этого возраста страхи перед чертями
как нарушителями социальных правил и устоев, а заодно
и как представителями потустороннего мира. Этим страхам больше
подвержены послушные дети. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста
является страх смерти.
Прежде чем начать помогать детям в преодолении страхов, необходимо
выяснить, каким конкретно страхам они подвержены (в литературе выделено 29
видов страха). Страхи, проявляющиеся в поведении ребенка, отражают далеко
не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений,
страхов.
Наиболее адекватный путь — отношение к страхам без лишнего
беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Нужно
и самим родителям самокритично задать себе вопросы: какие страхи
у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас?
Общие страхи должны устраняться общими усилиями, совместными мероприятиями,
той же игрой, преодолевающей страх. Более действенным будет воздействие
на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства.
Решиться помочь детям полностью избавиться от страха — это значит
принять активное участие в их жизни. Но активность
не означает постоянную возможность вмешиваться в личную жизнь детей.
Главный фактор, препятствующий избавлению детей от страхов, —
неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты
в семье. В этом случае необходима предварительная помощь всей семье
в целом, только после этого имеет смысл проведение методик преодоления
страхов детьми.
С помощью рисования удается устранить страхи, порожденные воображением ребенка,
а также страхи, основанные на реальных травмирующих событиях,
но произошедших достаточно давно и оставивших не очень
выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.
При использовании игры для преодоления страха психотерапевтический
механизм заключается в перемене ролей, когда не боящийся в жизни
взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.
|