Адаптационный период - серьезное
испытание для малышей 2-3 года жизни.
Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное
состояние малыша.
Поэтому мы рекомендуем:
- Привести домашний режим в
соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить
ребенок.
- Познакомиться с меню детского
сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
- Обучайте ребенка дома всем
необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться
и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой;
проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка
данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и
лямок.
- Расширяйте "социальный
горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на
детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать
у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет
бояться общаться со сверстниками и взрослыми. Необходимо сформировать у
ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна
эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что
Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и
эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному
событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет
протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих
Вас проблем, связанных с детским садом.
- В первый день лучше прийти на
прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей,
познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую
игрушку.
- Планируйте свое время так,
чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была
возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения
детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить
малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить
малыша на целый день.
- Для предупреждения нервного
истощения необходимо делать в середине недели "выходной день"
для малыша.
- В период адаптации дома
необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить
эмоциональную нагрузку.
- Ребенок должен приходит в
детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо
принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.
Если
окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и
посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия,
любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и
доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению
в детский сад или ясли. Весь адаптационный период проходит под контролем
медико-педагогической службы с участием психолога.
Уровень адаптации Симптоматика
адаптации.
Легкая: Поведение - нормализуется в
течение 1 недели.
Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается.
Сон - восстанавливается в течение 2 недель.
Адаптация проходит в течение 1 месяца.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.
Средняя: Поведение восстанавливается
до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.
Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков.
Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.
Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.
Тяжелая: Поведение - неадекватное,
иногда граничит с невротическими проявлениями.
Ребенок апатичен. Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может
наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).
Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто
просыпается), отказ от сна.
Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней. Адаптация длится
от 6 месяцев до 1,5 лет. Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и
разлуке.
Нервно-психическое развитие детей третьего года жизни.
|