Игрушка в жизни ребенка.
Давайте вспомним наше детство… Что приходит сразу? Конечно, мамины теплые руки,
и… любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т.д. – у каждого свое). Именно с
игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности
для каждого из нас, игрушка обладает ценностью общечеловеческой, т.к.
представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того нет
в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно.
Поэтому относиться к выбору игрушек нужно очень серьезно.
К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов.
Поэтому необходимо расширить набор детских игрушек посудой и мебелью. Ребенок
стремится жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение
реальной жизни позволит ребенку легко освоиться в коллективе сверстников и
полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально.
В набор игрушек необходимо включать всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти
игрушки сами подсказывают ребенку, как с ними действовать. Например, пирамидка
с конусообразным стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он
должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрешки.
Если хотя бы одну из них ребенок поместит неправильно – матрешки не будут
неразлучными сестрами. Так же в этот период нужно вводить в жизнь ребенка
различные настольно-печатные игры.
К 4 - 5-ти годам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные
наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумывать с ними
различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть
доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный материал, и атрибуты
профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые
предпочтения начинают делиться: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки –
кукол и все, что с ними связано. Но и тех, и у других продолжает развиваться
интерес к различным видам мозаики и лото.
К 6-ти годам у ребенка просыпается интерес к моделированию, конструированию,
т.е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.
Все вышеперечисленные можно отнести к так называемым «готовым формам», т.е. эти
игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное
назначение. Но существует еще одна, не менее важная группа –
предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно
ненужные вещи, а точнее – мусор. Но для ребенка это наиценнейший материал для
развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки,
обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т.д.
Введение этих предметов целесообразно с 2 - 3-х лет, т.к. именно в
этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят
малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по
отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют
расширению жизненного пространства за счет введения воображаемой ситуации («как
будто»).
Важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! При желании
игрушки можно сделать своими руками – и выглядеть для ребенка они будут не
менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию и
у вас все получится. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой –
хорошая возможность сплочения семьи...
помните, что никакая,
даже самая лучшая игрушка,
не может заменить живого общения с папой и мамой!